Что такое прочие налоги и сборы

«1С Бухгалтерия предприятия 8.2»
обучение через интернет

Экологические платежи К прочим видам налоговых платежей можно отнести так называемые экологические платежи и различные лицензионные сборы. К экологически платежам в первую очередь следует относить платежи за восполняемые природные ресурсы, и, прежде всего за земельные и водные ресурсы. 

ВАЖНО! Обособленно эти ресурсы стали объектом налогообложения только в 2004 году после принятия поправок в Налоговый кодекс РФ, а точнее гл. 25.1 и 25.2 НК РФ, а также гл. 31.

Водный налог был установлен Федеральным законом от 28.07.2004 г. № 83-ФЗ, который ввел в действие главу 25 «Водный налог». Налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное или особое водопользование в соответствии с законодательством РФ.

Объектом налогообложения здесь является забор воды из водных объектов, использование акватории водных объектов, за исключением объектов лесосплава в плотах и кошелях, а также использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики.

По каждому виду водопользования налоговая база определяется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого водного объекта. Так, при заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период. При использовании акватории водных объектов налоговая база определяется как площадь предоставленного водного пространства. Соответственно при использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики налоговая база определяется как количество произведенной за налоговый период электроэнергии. При использовании же водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях налоговая база определяется как произведение объема древесины, сплавляемой в плотах и кошелях, выраженного в тысячах кубических метров, и расстояния сплава, в километрах за налоговый период, деленного на 100.

Следует отметить, что налоговым периодом по данному налогу признается квартал.

Налоговые ставки устанавливаются по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам.

Так, при заборе воды из поверхностных водных объектов, налоговые суммы за 1 м3 забранной воды колеблется от 246 руб. за 1 м3 в реке Печора, до 576 руб. за 1 м3 в озере Байкал и его бассейне. При заборе воды из подземных водных объектов, налоговые суммы забранной воды колеблется от 312 руб. за 1 м3 в бассейне реки Северная Двина, до 678 руб. за 1 м3 в бассейне озера Байкал.

Налогоплательщик исчисляет сумму налога самостоятельно, по итогам каждого налогового периода как произведение налогооблагаемой базы и соответствующей ей налоговой ставки.

По водному налогу составляется налоговая декларация в соответствии со статьей 33315 НК РФ, сам налог должен быть уплачен не позднее 20-го числа месяца, следующего за налоговым периодом.

Налог на землю был введен Федеральным Законом от 29 ноября 2004 г. № 141-ФЗ в Налоговый кодекс РФ гл.31.

В соответствии со ст. 389 НК РФ, объектом налогообложения по земельному налогу признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

Налоговой базой является кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения, т.е. земельные участки, изъятые из оборота или ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ. Она определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, налоговым периодом признается год.

Налоговые ставки колеблются от 0,3% до 1,5% в зависимости от назначения налогооблагаемого участка, но допускается введение дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категории земли.

При начисление земельного налога используется система авансовых платежей, порядок уплаты которых устанавливают представительные органы муниципальных образований.

В соответствии со ст. 398 НК РФ налогоплательщики обязаны предоставлять налоговую декларацию по месту нахождения земельного участка.

Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов осуществляются с плательщиков, в качестве которых, в соответствии сост. 333.1 НК РФ, юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, получающие в установленном порядке лицензию, т.е. разрешение, на пользование объектами животного мира или добычу (вылов) водных биологических ресурсов во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе РФ на той или иной ее территории.

В качестве объекта обложения признаются, соответственно, объекты животного мира и водных биологических ресурсов в соответствии с перечнем, установленным ст. 25.1 НК РФ, изъятие которых из среды их обитания осуществляется на основании разрешения на их добычу, выдаваемого в соответствии с законодательством РФ. Что совершенно не значит, если вам захотелось рыбки поудить с удочкой, то вам надо разрешение брать, нет, для личного потребления сколько угодно, но не для промышленных целей и реализации на сторону. Удочкой столько не наловишь.

Ставки сбора за каждый объект животного мира или водных биологических ресурсов устанавливаются ст. 333.3. НК РФ по видам ресурсов и районам их добычи в рублях за одно животное или за одну тонну.

В том случае, если добыча водных биологических ресурсов осуществляется рыбохозяйственными российскими организациями, включенных в перечень, утверждаемый Правительством РФ, а также для российских рыбохозяйственных организаций, являющимися градо- и поселкообразующими, в том числе рыболовецких артелей (колхозов), устанавливаются в размере 15% ставок указанных выше сборов.

Сумма сбора за пользование объектами животного мира определяется в отношении каждого объекта животного мира или водных биологических ресурсов, как произведение соответствующего количества объектов животного мира или водных биологических ресурсов и ставки сбора, установленной для соответствующего объекта.

Плательщики сумму сбора уплачивают при получении лицензии или разрешения на пользование оговоренными объектами, а так же в виде разового и регулярных взносов или единовременного взноса. Все эти случаи регламентированы гл. 25.1 НКРФ.

Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты, размещение отходов производства и потребления (НВОС) регулируют вредные выбросы в окружающую среду.

Данный вид платежей регламентируется специальными законодательными актами, и, прежде всего Федеральным законом «06 охране окружающей среды от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ, в ред. от 27.12.2009 г.

Для постановки предприятия на учет территориальному органу Ростехнадзора отводится 30 дней с момента получения им информации о выбросах, сбросах загрязняющих веществ или размещении отходов производства и потребления. Организации-плательщику присваивается регистрационный номер, данные о ней и об объектах негативного воздействия вносятся в реестр плательщиков платы за НВОС. Свидетельство о постановке на учет оформляется территориальным органом Ростехнадзора в электронном виде, но по запросу предприятия формируется и выдается представителю плательщика на бумажном носителе (не позднее 30 дней после получения запроса).

Источниками вредного воздействия на атмосферный воздух являются как стационарные, так и передвижные объекты организации и выполнения разнообразных работ, а именно котельные установки, транспортные средства, сварочные работы и т.д.

В данном случае основополагающим документом, регламентирующим отношения государства и предприятий, является Постановление Правительства РФ от 02.03.2000 г. № 183 (в ред. от 22.04.2009 № 351). Кроме того, практическую помощь бухгалтеру окажут Методические рекомендации по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов в атмосферный воздух, утвержденные Приказом Ростехнадзора от 12.09.2007 г. № 626, где содержатся ссылки на действующие документы, формулы и примеры расчета платы, разъясняют порядок представления отчетности, проведения проверок и привлечения к ответственности за допущенные нарушения.

Нормативы для расчета суммы платы утверждены Постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 г. № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты, размещение отходов производства и потреблениях» (в ред. от 01.07.2005 г. № 410), с учетом коэффициентов, введенных Федеральным законом от 24.11.2008 г. № 204-ФЗ и Постановления Правительства РФ от 08.01.2009 г. № 7, а также законом о Федеральном бюджете на соответствующий год, отдельно для стационарных и передвижных объектов.

Данные нормативы для стационарных источников установлены за 1 тонну загрязняющего вещества, выброс которого был произведен, а для передвижных — за единицу измерения (тонна, тысяча м3) в зависимости от вида израсходованного топлива.

По каждому загрязняющему веществу установлено две расценки (два норматива платы): одна применяется при выбросах в пределах установленных допустимых нормативов, вторая — при выбросах в пределах установленных лимитов.

Таблица установления лимитов при загрязнении окружающей среды

Наименование загрязняющих веществ Норматив платы за 1 тонну загрязняющего вещества, руб.
в пределах установленных допустимых нормативов выбросов (ПДВ) в пределах установленных лимитов выбросов (ВСВ)
Пыль цементных производств

103

515

Железа оксиды

52

260

Сумму платы следует определять путем перемножения фактического выброса загрязняющих веществ (в тоннах) на соответствующие нормативы с учетом поправочных коэффициентов. В 2011 году поправочные коэффициенты установлены:

  • по ставкам, установленным в 2003 г. — 1,79;
  • по ставкам, установленным в 2005 г. — 1,46.

Таким образом, умножив фактический выброс (в тоннах) по каждому загрязняющему веществу (в размерах, не превышающих ПДВ) на расценку и просуммировав полученные произведения по всем видам загрязняющих веществ, бухгалтер получит плату за НВОС в пределах ПДВ. Плата в пределах установленного ВСВ определяется путем умножения нормативов платы (расценок) на разницу показателей фактического выброса загрязняющего вещества в пределах установленного ВСВ (лимитного выброса) и выброса в пределах ПДВ и суммирования полученных результатов по наименованиям загрязняющих веществ. При этом в обоих случаях необходимо применять корректирующие коэффициенты.

Плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных объектов негативного воздействия установлена в соответствии с пп. 2 п. 26 Методических рекомендаций № 626, за единицу израсходованного топлива в зависимости от его вида. Размер платы определяется путем умножения соответствующих нормативов платы (установленных расценок) по видам топлива на количество топлива данного вида, израсходованного передвижным источником за отчетный период, и суммирования полученных результатов.

Количество израсходованного топлива определяется по данным бухгалтерского учета и подтверждается первичными документами, в соответствии с письмом Ростехнадзора от 02.08.2007 г. № 04-09/1037. В связи с тем, что норматив платы установлен за тонну, а учет, как правило, организуется в литрах, последние переводятся в тонны. Для этого объем в литрах умножают на плотность топлива.

Как и при расчете платы от стационарных источников, необходимо применять соответствующие поправочные коэффициенты.

Форма расчета платы за НВОС и Порядок ее заполнения утверждены Приказом № 204 от 05.04.2007 г. N5 204 «Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду) и «Порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду» (в ред. от 27.03.2008 г.). Отчетным периодом по плате за загрязнение является квартал. Не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом, плательщики должны перечислить плату в бюджет. Оформленные предприятием расчеты (в единственном экземпляре) представляются плательщиками в территориальные органы Ростехнадзора.

Предыдущие статьи из рубрики «Налоги и налогообложение»:

Добавила: Инна Косякова | Дата: 4 августа 2011
Рубрика: Налоги и налогообложение
Теги: налоги, платежи

Комментирование закрыто.