Необходимо ли сдавать уточненные декларации по «нарастающим» налогам?

«1С Бухгалтерия предприятия 8.2»
обучение через интернет

БабочкаЭто вопрос, который очень часто волнует бухгалтеров. Налоговики считают, что уточненные декларации или расчеты по налогам, которые начисляют нарастающим итогом с начала года, то есть у которых налоговый период равен году (налог на прибыль, налог на имущество, ЕСН и т.д.) сдавать надо. Логика чиновников простая. Дескать, в промежуточных декларациях и расчетах приводится размер авансовых платежей по налогам. А чиновникам необходимо знать эти суммы, чтобы проверить, правильно ли организация рассчиталась с бюджетом.

Конечно, на это можно возразить, что окончательный расчет по «нарастающим» налогам организации производят по итогам года. А авансовые платежи — это лишь промежуточная часть такого расчета. И у налоговиков нет права штрафовать и взимать пени за то, что такие платежи уплачены не полностью или не вовремя. Это подтверждает и судебная практика. Например, в постановлении ФАС Дальневосточного округа от 10 декабря 2003 г. № Ф03-А04/03-2/2966 указано, что в Налоговом кодексе РФ не предусмотрено наказание за неуплату авансовых платежей.

Правда, с 2007 году ситуация с пенями изменилась. Среди новшеств, которые принес Федеральный закон № 137-ФЗ изменение в статью 58 Налогового кодекса РФ. Данная статья гласит, что подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки.

В соответствии с Налоговым кодексом РФ может предусматриваться уплата в течение налогового периода предварительных платежей по налогу — авансовых платежей. Обязанность по уплате авансовых платежей признается исполненной в порядке, аналогичном для уплаты налога.

В случае уплаты авансовых платежей в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей начисляются пени в порядке, предусмотренном статьей 75 Налогового кодекса РФ.

Нарушение порядка исчисления и (или) уплаты авансовых платежей не может рассматриваться в качестве основания для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Уплата налога производится в наличной или безналичной форме.

При отсутствии банка налогоплательщики (налоговые агенты), являющиеся физическими лицами, могут уплачивать налоги через кассу местной администрации либо через организацию федеральной почтовой связи.

В этом случае местная администрация и организация федеральной почтовой связи обязаны:

  1. принимать денежные средства в счет уплаты налогов, правильно и своевременно перечислять их в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства по каждому налогоплательщику (налоговому агенту). При этом плата за прием денежных средств не взимается;
  2. вести учет принятых в счет уплаты налогов и перечисленных денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации по каждому налогоплательщику (налоговому агенту);
  3. выдавать при приеме денежных средств налогоплательщикам (налоговым агентам) квитанции, подтверждающие прием этих денежных средств. Форма квитанции, выдаваемой местной администрацией, утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов;
  4. представлять в налоговые органы (должностным лицам налоговых органов) по их запросам документы, подтверждающие прием от налогоплательщиков (налоговых агентов) денежных средств в счет уплаты налогов и их перечисление в бюджетную систему Российской Федерации.

Денежные средства, принятые местной администрацией от налогоплательщика (налогового агента) в наличной форме, в течение пяти дней со дня их приема подлежат внесению в банк или организацию федеральной почтовой связи для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.

В случае, если в связи со стихийным бедствием или иным обстоятельством непреодолимой силы денежные средства, принятые от налогоплательщика (налогового агента), не могут быть внесены в установленный срок в банк или организацию федеральной почтовой связи для их перечисления в бюджетную систему РФ, указанный срок продлевается до устранения таких обстоятельств.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей местная администрация и организация федеральной почтовой связи несут ответственность в соответствии с законодательством России.

Применение мер ответственности не освобождает местную администрацию и организацию федеральной почтовой связи от обязанности перечислить в бюджетную систему РФ денежные средства, принятые от налогоплательщиков (налоговых агентов) в счет уплаты и перечисления сумм налогов.

Конкретный порядок уплаты налога устанавливается в соответствии со статьей 58 Налогового кодекса РФ применительно к каждому налогу.

Порядок уплаты федеральных налогов устанавливается Налоговым кодексом.

Порядок уплаты региональных и местных налогов устанавливается соответственно законами субъектов России и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в соответствии с Налоговым кодексом.

Налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.

Правила, предусмотренные статьей 58 Налогового кодекса РФ, применяются также в отношении порядка уплаты сборов (пеней и штрафов), а также в отношении порядка уплаты авансовых платежей.

Таким образом, сегодняшняя редакция обязывает налогоплательщика платить пени в порядке, предусмотренном статьей 75 Налогового кодекса РФ в том случае, если он не в срок перечислит авансовые платежи по налогам и сборам с авансовыми платежами.

Поскольку Налоговый кодекс РФ не уточняет, о каких собственно авансах идет речь, можно сказать, что перечислять пени надо будет не только в том случае, когда организация опоздала с авансами по итогам отчетных периодов, но и тех, что уплачиваются внутри периода.

На сегодняшний день сложившаяся арбитражная практика такова. В пункте 20 постановления Пленума ВАС РФ от 28 февраля 2001 г. № 5 сказано: пени могут начисляться в том случае, если «в силу закона о конкретном виде налога авансовый платеж исчисляется по итогам отчетного периода».

По ЕСН авансы платятся как по итогам отчетных периодов и внутри них, ежемесячно. Исходя из логики ВАС РФ, можно сделать вывод, что на суммы; которые считают внутри отчетных периодов, пени начисляться не должны. Их взыскание нарушает права организации и не соответствует определению пеней, данному в статье 75 Налогового кодекса РФ. Пени грозят организации, если она опоздает с платежами по итогам I квартала, полугодия и 9 месяцев квартала. Это подтверждают и арбитражные суды РФ. Пример тому, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 19 января 2004 г. по делу № АЗЗ-6474/03-СЗн-Ф02-4828/03-С1, № АЗЗ-6474/03-СЗн-Ф02-4909/ 03-С1, ФАС Центрального округа от 13 января 2004 г. по делу № А36-181/16-03.

Похожая ситуация и с авансами по налогу на прибыль. Предположим, отчетными периодами для организации являются I квартал, полугодие и девять месяцев, то пени не считают за неуплату ежемесячных авансов. Если апрельский авансовый платеж организация фактически перечислила в июне, пени начисляться не будут. Они возникнут, если бухгалтер опоздает с уплатой налога за полугодие. Скажем, заплатит его в августе. К такому выводу пришел, например, ФАС Волго-Вятского округа от 13 ноября 2003 г. по делу № А82-55/2002-А/2. Заплатить пени придется и в том случае, если организация перечисляет платежи ежемесячно, исходя из прибыли, фактически полученной за прошлый месяц.

Сегодня — никаких поблажек. Опоздал с авансами — плати пени. И при этом неважно, о каких платежах идет речь: по итогам отчетного периода и внутри них.

Но вернемся к уточненным декларациям. Чтобы избежать конфликтов с чиновниками, лучше сдавать «уточненки» по промежуточным декларациям и расчетам. Кстати, такие уточненные декларации пригодятся вам, если понадобится провести выверку налоговых платежей.

Предыдущие статьи из рубрики «Налоги и налогообложение»:

Добавила: Инна Косякова | Дата: 9 июля 2009
Рубрика: Налоги и налогообложение
Теги: декларация, отчетность

Комментирование закрыто.