Инвентаризация товаров. Часть 1

«1С Бухгалтерия предприятия 8.2»
обучение через интернет

инвентаризация товаровИнвентаризация — это способ проверки соответствия фактического наличия средств в натуре данным бухгалтерского учета. Инвентаризацию необходимо проводить с целью обеспечения достоверности показателей бухгалтерского учета и сохранности собственности организации.

Инвентаризации подлежат все имущество организации и все виды ее финансовых обязательств. При этом не важно, где находится имущество — на складе организации, в пути, на ответственном хранении у другой организации.

К имуществу торговой организации, которое подлежит инвентаризации, относятся: основные средства; нематериальные активы; финансовые вложения; товары; материалы, инвентарь; денежные средства в кассе, на расчетных и валютных счетах в банке, во вкладах, в пути; денежные документы; бланки строгой отчетности; прочие активы: расходы будущих периодов, дебиторская задолженность.

Под финансовыми обязательствами понимают кредиторскую задолженность, кредиты банков, займы, резервы. Инвентаризации подлежит также имущество, не являющееся собственностью торговой организации:

  1. арендованные основные средства;
  2. товары на ответственном хранении;
  3. товары, принятые на комиссию.

Инвентаризация имущества проводится по месту его нахождения и по каждому материально-ответственному лицу. В результате проведенной инвентаризации организация получает возможность:

  1. выявить фактическое наличие имущества;
  2. сопоставить фактическое наличие имущества с данными бухгалтерского учета;
  3. проверить полноту отражения в учете обязательств.

Организация определяет в учетной политике:

  1. количество инвентаризаций в отчетном году;
  2. даты их проведения;
  3. перечень имущества и обязательств, которые проверяются при каждой из запланированных инвентаризаций;
  4. другие вопросы, связанные с порядком проведения инвентаризаций.

Кроме сроков, установленных руководителем организации, Положением по бухгалтерскому учету и отчетности и Методическими указаниями по инвентаризации, предусмотрены случаи, когда проведение инвентаризации является обязательным:

  1. при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже;
  2. при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
  3. перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года);
  4. при смене материально-ответственных лиц;
  5. при коллективной (бригадной) материальной ответственности:
    • при выбытии из коллектива (бригады) более 50% его членов;
    • при смене руководителя коллектива (бригады);
    • по требованию одного или нескольких членов коллектива (бригады);
  6. при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
  7. в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
  8. при реорганизации или ликвидации организации;
  9. в других случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Инвентаризацию основных средств можно проводить 1 раз в 3 года.

Инвентаризация проводится в несколько этапов.

Подготовительный этап. Материально-ответст­венные лица составляют промежуточные реестры (отчеты) приходных и расходных документов на дату проведения инвентаризации (т.е. не дожидаясь обычной даты представления отчета) и передают их инвентаризационной комиссии. Эти документы служат основанием для определения соответствующих остатков по счетам бухгалтерского учета на дату проведения инвентаризации. Председатель инвентаризационной комиссии визирует все приходные и расходные документы, приложенные к реестрам (отчетам), с указанием «до инвентаризации на «...» (дата)». Материально-ответственные лица дают расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на товары сданы в бухгалтерию или переданы комиссии и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход.

Натуральная и документальная проверка. Проверяется фактическое наличие товаров. Основной формой первичной документации для учета результатов натуральной инвентаризации является инвентаризационная опись, документальной — акт инвентаризации. Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 № 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации» утверждены 6 типовых форм описи и 8 типовых форм акта.

Таксировочный этап. В описи (акты) вносятся денежные оценки товаров по данным первичных документов и бухгалтерского учета.

Сравнительно-аналитический этап. Производится сравнение фактического наличия с данными бухгалтерского учета. Инвентаризационная комиссия выявляет причины отклонений и предлагает способы их отражения в учете результатов инвентаризации. По фактам образования излишков или недостач товарно-материальных ценностей необходимо получить объяснения от материально-ответственных лиц. На последней странице описи должна быть сделана отметка о проверке цен, таксировки и подсчета итогов за подписями лиц, производивших эту проверку. Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально-ответственные лица. По результатам выполнения сравнительно-аналитического этапа все предложения комиссии обобщаются в унифицированной форме № ИНВ-26 «Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией», утвержденной Постановлением Госкомстата России от 27.03.2000 № 26.

Заключительный этап. Ведомость подписывают главный бухгалтер и руководитель организации одновременно с изданием приказа (распоряжения) об утверждении результатов инвентаризации. Приказ служит основанием для внесения в регистры бухгалтерского учета соответствующих записей. Материалы инвентаризации передают в бухгалтерию, где они хранятся не менее 5 лет. Для проведения инвентаризации в организации необходимо создать постоянно действующую инвентаризационную комиссию. Ее состав утверждается в приказе по учетной политике организации. Для одновременной инвентаризации большого объема товарных запасов и другого имущества создаются рабочие комиссии. Состав этих комиссий утверждается в приказе на проведение инвентаризации. В состав инвентаризационных комиссий включают:

  1. представителей администрации организации;
  2. работников бухгалтерской службы;
  3. других специалистов (товароведов, инженеров, экономистов, техников и т.д.).

В состав комиссии можно также включить специалистов службы внутреннего аудита или независимой аудиторской организации. Если хотя бы один из членов комиссии отсутствует при проведении инвентаризации, то результаты такой инвентаризации признаются недействительными.

Предыдущие статьи из рубрики «Бухгалтерский учет и налогообложение в торговле»:

Комментирование закрыто.