Учет поступления товаров. Часть 1

«1С Бухгалтерия предприятия 8.2»
обучение через интернет

учет поступления товаровТовары в торговой организации относятся к активам, предназначенным для продажи. Товары являются материально-производственными запасами. Порядок отражения товаров в бухгалтерском учете регулируется ПБУ 5/01. Согласно приведенному в нем определению, товары являются частью материально-производственных запасов, которые приобретены или получены от других юридических или физических лиц и предназначены для продажи.

Единица бухгалтерского учета товарных запасов выбирается торговой организацией самостоятельно. Этот выбор закрепляется в учетной политике. Выбранный метод должен обеспечить формирование полной и достоверной информации о товарных запасах, а также контроль за их наличием и движением. Единицей товарных запасов может быть номенклатурный номер, партия, однородная группа и т.п.

В условиях автоматизации бухгалтерского и складского учета предпочтительнее учет товаров по номенклатурным номерам. Он заключается в том, что каждому виду товара с одинаковой ценой присваивается один номенклатурный номер. Торговая организация разрабатывает систему нумерации товаров либо пользуется той, которая предлагается бухгалтерской программой.

Основными элементами производственного процесса в торговой деятельности являются:
  • приемка товаров;
  • хранение товаров;
  • отпуск (продажа) товаров покупателям.

Правила документального оформления приемки, хранения и отпуска товаров установлены Методическими рекомендациями по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, утвержденными Письмом Комитета РФ по торговле от 10 июля 1996 г. № 1-794/32-5. При продаже товаров розничная торговая организация должна руководствоваться также Законом РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей». Правила продажи некоторых видов товаров утверждены Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55.

Остановимся на правилах приемки, хранения и отпуска товаров, которые должен знать бухгалтер для правильного оформления и отражения этих процессов в бухгалтерском учете.

Порядок приемки товаров регламентируется договором и соответствующими стандартами и правилами. К ним относятся:
  • Инструкция Госарбитража СССР от 15 октября 1990 г. «О порядке и сроках приемки импортных товаров по количеству и качеству, составления и направления рекламационных актов»;
  • Инструкция Госарбитража при Совете Министров СССР «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству» (Постановление от 15 июня 1965 г. № П-6);
  • Инструкция Госарбитража при Совете Министров СССР «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству» (Постановление от 25 апреля 1966 г. № П-7).

Две последние Инструкции применяются в части, не противоречащей последующим нормативным документам. Согласно разъяснениям Высшего Арбитражного Суда РФ, Инструкции применяются только в случаях, когда это предусмотрено договором поставки (п. 14 Постановления от 22 октября 1997 г. № 18).

Указанные Инструкции четко регламентируют порядок приемки товаров, что позволяет избежать в дальнейшем споров и неясностей между поставщиком и покупателем. Поэтому в договоры поставки целесообразно включить пункт о том, что приемка товаров осуществляется в соответствии с Постановлениями № П-6 и № П-7. При нарушении правил и сроков приемки товаров торговая организация не сможет предъявить претензии поставщику при недостаче или снижении качества товаров.

Торговая организация получает товар от поставщиков по договорам купли-продажи, договорам комиссии, договорам поставки долгосрочного действия, по отдельным заявкам и т.п. Администрация торговой организации должна ознакомить персонал, ответственный за приемку товара, с условиями этих договоров. По прямым договорам с длительными хозяйственными связями в качестве отдельного документа необходимо передать согласованный график поставок. Если поставка товара осуществляется на основании заявок, то персонал информируется о заказанном товаре и сроках его поставки. Материально-ответственный работник и члены приемной комиссии знакомятся с условиями договора, которые касаются наименования товара, количества, качества, комплектности, сроков приемки, перечня технических и иных документов.

Порядок приемки товаров и ее документальное оформление зависят от места приемки, характера приемки (по количеству, качеству, комплектности), степени соответствия договора поставки сопроводительным документам (наличие или отсутствие) и т.д. Приемку товаров можно вести на территории (складе, базе) поставщика, на территории перевозчика и на территории самой торговой организации-покупателя. Если приемка товаров осуществляется на складе поставщика, то материально-ответственное лицо покупателя получает товар по доверенности. Доверенность подтверждает право на получение товара от имени покупателя. Материально-ответственное лицо вместе с доверенностью предъявляет поставщику свой паспорт или иной документ, удостоверяющий личность. Доверенность оформляется по унифицированным формам № М-2 и М-2а, утвержденным Постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. № 71а.

Доверенность подписывают материально-ответственное лицо, руководитель и главный бухгалтер организации-покупателя. Если доверенности выписывают по форме № М-2, то их учет ведется по корешкам, которые хранятся в бухгалтерии торговой организации. На корешке ставится отметка о выдаче доверенности материально-ответственному лицу и о том, что по этой доверенности получены материальные ценности (с указанием номера и даты товаросопроводительного документа). Если доверенности выписываются по форме № М-2а, то они регистрируются в книге доверенностей (создается самостоятельно). В этой книге проставляются:

  • дата выдачи доверенности и ее порядковый номер;
  • Ф.И.О. лица, получившего доверенность;
  • срок действия доверенности;
  • наименование поставщика, у которого материально-ответственное лицо должно получить товар;
  • подпись материально-ответственного лица за получение доверенности.

После доставки полученного товара в торговую организацию материально-ответственное лицо предъявляет в бухгалтерию товаросопроводительные документы. Бухгалтер делает отметку в книге доверенностей о том, что по данной доверенности товар получен по такому-то документу. Эта процедура называется «закрытием доверенности». Листы в книге доверенностей должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены подписью главного бухгалтера и печатью организации.

При приемке товаров по количеству, качеству и комплектности проверяется соответствие товара его характеристикам:

1. По количеству — соответствие количества товара, указанного в договоре, и фактически поставленного. Проверка производится на основании транспортных документов (товарно-транспортной накладной, железнодорожной накладной, коносамента) и товаросопроводительных документов (товарной накладной, накладной, счета-фактуры, счета, спецификации к договору и т.д.). При отсутствии необходимых документов составляется акт, в котором указывают недостающие документы.

Если количество товара указано в договоре в весовых единицах, то его количество устанавливается взвешиванием. Проверяется вес брутто и нетто выгруженного товара в пункте назначения. Эти данные сравниваются с указанным в сопроводительном документе весом брутто и нетто отгружаемого товара в пункте отправления.

Если количество товара указано в договоре в объемных единицах, то проверка количества производится подсчетом выгруженного количества мест. Затем полученные данные сравнивают с количеством мест отгруженного товара, которое указано в сопроводительном документе.

Если в договоре и (или) сопроводительных документах указаны как весовые, так и объемные показатели количества товара, то следует проверить оба показателя.

Продолжение читайте в статье Учет поступления товаров. Часть 2.

***

При больших оборотах товаров без складского помещения никак не обойтись. Проектирование складов довольно сложный процесс. Если хочется получить помещение, оптимально приспособленное под нужны бизнеса, то лучше обратиться в проектную организацию.

Предыдущие статьи из рубрики «Бухгалтерский учет и налогообложение в торговле»:

Добавила: Инна Косякова | Дата: 30 апреля 2009
Рубрика: Бухгалтерский учет и налогообложение в торговле
Теги: товар, учет

Комментирование закрыто.