Учет поступления товаров. Часть 2

«1С Бухгалтерия предприятия 8.2»
обучение через интернет

Поступление товаровПродолжение. Начало в статье Учет поступления товаров. Часть 1

Когда товар поступает в ненарушенной таре, приемку можно производить по количеству мест, массе брутто или по количеству товарных единиц в соответствии с маркировкой на таре. Такая форма приемки товара называется «приемкой по трафарету». Например, на коробке с вином указано, что в ней находится 25 бутылок. Всего поступило в организацию 100 коробок. При приемке товара по маркировке (по трафарету) делают такую запись о поступлении (приходе) товара: 100 мест х 25 бутылок. Если фактическое наличие товара в таре не проверяется, то об этом надо сделать соответствующую запись в приемных документах или проставить отметку в сопроводительном документе.

2. По качеству (приемка осуществляется двумя способами).

1-й способ. На основе документа, подтверждающего соответствие качества товара. В зависимости от вида товара, условий договора качество товара может определяться по сертификатам, техническим условиям, стандартам, образцам и т.д.

Для большинства продовольственных и ряда непродовольственных товаров законодательством введена обязательная сертификация, то есть установление соответствия продукции определенным требованиям. Документом, подтверждающим, что товар сертифицирован, является сертификат (декларация) соответствия. Подтверждением того, что товар сертифицирован, является также знак соответствия на упаковке. При приемке ряда продовольственных товаров документами, подтверждающими качество товара, являются ветеринарный сертификат, гигиеническое заключение и т.д.

При приемке машинно-технической продукции или товаров, на которые отсутствуют стандарты, а также при приемке единичной продукции, к которой предъявляются специальные требования, качество товара определяется техническими условиями, которые согласовываются сторонами и являются неотъемлемой частью договора.

Когда договором предусмотрено определение качества товара по образцу, в договоре дается его техническое описание или образец передается торговой организации. В таком случае образец становится эталоном. Как правило, по образцу принимают непродовольственные товары.

2-й способ. Путем проверки качества фактически поставленного товара в месте приемки. При этом способе приемки проводят качественный анализ, сличение ранее отобранных образцов, осмотр товара, различного рода испытания. Для продовольственных товаров обязательной является проверка сроков годности и реализации поставленного товара. Просроченные товары являются некачественными.

3. По комплектности. Понятие комплектности применяется в основном к технически сложным изделиям, например к бытовой технике. Если в договоре предусмотрено условие о комплектности, то материально-ответственное лицо при приемке товара проверяет соответствие поставленного товара этому условию. При проверке комплектности необходимо установить наличие перечисления составных частей товара (комплектующих изделий, узлов и др.), указанных в договоре или государственном стандарте, отраслевом стандарте, стандарте предприятия, технических условиях и т.д.

Существует два способа проверки поступившего товара по количеству, качеству и комплектности — сплошной и выборочный.

Сплошным способом проверяют товары, поступившие в таре или упаковке. Выборочный способ применяют при поступлении товара навалом и иногда в упакованном виде.

При выборочной проверке ее результаты распространяются на всю партию товара. Возможность или обязательность выборочной проверки должна быть установлена условиями договора, стандартами, техническими условиями, иными обязательными правилами.

Приемку товара могут производить:

  • стороны или их представители совместно;
  • стороны или их представители совместно с третьими лицами;
  • указанная в договоре незаинтересованная контролирующая организация, назначенная по соглашению сторон.

Когда по результатам приемки товаров установлено соответствие их количества, качества и комплектности условиям поставки, тогда на товаросопроводительные документы (накладную, счет-фактуру, товарно-транспортную накладную, качественное удостоверение и др.) накладывается штамп торговой организации. Этим подтверждается соответствие принятых товаров данным, указанным в документах. Материально-ответственное лицо, принявшее под отчет поступивший товар, ставит свою подпись на товарной накладной (или другом сопроводительном документе) и заверяет ее круглой печатью торговой организации.

При нарушении правил и сроков приемки товаров торговая организация не сможет предъявить претензию поставщику или транспортной организации при недостаче или снижении качества товаров.

В случае несоответствия фактического наличия товаров данным документов или отклонения по качеству приемка товаров приостанавливается. Составляется акт о приемке товаров по унифицированной форме, а в сопроводительных документах делается отметка об актировании. В состав комиссии, составляющей акт, должны входить представители администрации торговой организации (например, заместитель руководителя, товаровед, бухгалтер), материально-ответственное лицо (лица) торговой организации, представитель поставщика или незаинтересованной стороны. В случае отказа какого-либо лица подписать акт об этом делается отметка в самом акте.

При наличии согласия поставщика акт в одностороннем порядке может быть составлен и подписан получателем товара. Акт утверждает руководитель торговой организации. Акты о приемке товаров регистрируются и хранятся в бухгалтерии торговой организации — получателе товара.

Если при приемке товара выявлены излишки по сравнению с количеством, указанным в сопроводительных документах, то получатель может по своему усмотрению либо принять большее количество товара и оплатить его, либо принять к оплате предусмотренное количество и отказаться от излишков. О выявленных излишках делается отметка в приемном акте.

Акты о приемке товаров и сопроводительные документы на товар поступают в бухгалтерию и служат основанием для бухгалтерских записей по дебету счета 41 «Товары». Эти документы являются первичными оправдательными документами и принимаются к учету в бухгалтерии, если они составлены в соответствии с требованиями бухгалтерского законодательства. Поступающие товары приходуются по фактическому количеству и сумме в день окончания их приемки. На основании оформленных документов на приемку товаров производятся расчеты с поставщиком. После приемки показатели о количестве поступивших товаров не пересматриваются (за исключением потерь товаров от естественной убыли и боя при транспортировке).

Поступление товаров на предприятия розничной торговли осуществляется в соответствии с заключенными договорами с поставщиками и в зависимости от характера условий поставки может быть оформлено следующими документами:

  • Актом о приемке товаров (форма ТОРГ-1);
  • Актом об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей (форма ТОРГ-2);
  • Актом о приемке товара, поступившего без счета поставщика (форма ТОРГ-4);
  • Актом об оприходовании тары, не указанной в счете поставщика (форма ТОРГ-5), и другими документами (актом о завесе тары и т.д.).

Все операции, связанные с расчетами за полученный товар, отражаются на балансовом счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» независимо от факта оплаты товара. Балансовый счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» кредитуется на стоимость принимаемых к бухгалтерскому учету товаров в соответствии с расчетными документами поставщика в корреспонденции с балансовым счетом 41 «Товары».

По неотфактурованным поставкам счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» кредитуется на стоимость поступивших товаров, определенную из условий договора. Если счет поставщика был акцептован и оплачен до поступления груза, а при приемке товара обнаружилась недостача (понижение качества, арифметическая ошибка в счете, несоответствие цен), то балансовый счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» кредитуется на сумму расхождений в корреспонденции со счетом 76, субсчет 2 «Расчеты по претензиям». Исполнение обязательств покупателем товара отражается по дебету счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» в корреспонденции со счетами учета денежных средств и т.д. Если поставка осуществляется на условиях предоплаты или в порядке плановых авансовых платежей, то такие платежи у покупателя товара учитываются на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», субсчет «Авансы выданные».

Если товар закупается у физических лиц, то составляется Акт закупки товара, к которому прилагаются копии документов, удостоверяющих личность продавца, и такие операции отражаются в учете через счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами».

Поступление товаров в бухгалтерском учете можно отражать через счет 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», при этом отклонения учетной стоимости от фактической фиксируются по счету 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей».

Сумма разницы в стоимости приобретенных товаров, исчисленной в фактической себестоимости приобретения и учетных ценах, списывается со счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» на счет 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей». Накопленные на счете 16 разницы списываются в дебет счетов учета издержек обращения или других соответствующих счетов пропорционально стоимости реализованных товаров по учетным ценам (по среднему проценту отклонений). Остаток по счету 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» на конец месяца показывает наличие товаров в пути.

Оборот по дебету счета 41 «Товары» показывает общую стоимость товаров, поступивших в торговое пред приятие, оборот по кредиту — выбытие товаров, дебетовое сальдо отражает остаток товаров на конец отчетного периода.

Если после предварительной оплаты была отменена поставка товара, то на сумму возврата производятся следующие записи:

Дт счетов 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета»

Кт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Все транспортные расходы, которые производит предприятие в процессе приобретения товаров, могут, согласно учетной политике предприятия быть отнесены на издержки обращения.

Для учета товаров, принятых на хранение, используется забалансовый счет 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение». Учет товаров, принятых на комиссию от комиссионеров в соответствии с заключенными договорами, ведется на забалансовом счете 004 «Товары, принятые на комиссию».

Типовая корреспонденция счетов по учету поступления товаров представлена в таблице:

Типовая корреспонденция счетов по учету поступления товаров

Содержание операций Дт Кт
1. При оприходовании товаров по продажным (розничным) ценам 15, 41 субсчет «Товары в розничной торговле» 60 и других счетов расчетов
2. НДС по приобретенным ценностям (для предприятий, являющихся плательщиками НДС) 19 60
3. Отражается начисление торговой наценки 41 42
4. Товар закупается у физических лиц 41 субсчет «Товары в розничной торговле» 71
5. Товар закупается у индивидуальных предпринимателей 41 субсчет «Товары в розничной торговле» 76
6. Покупная стоимость товаров, по которым поступили расчетные документы поставщиков 15 60,71,76
7. Стоимость фактически поступивших в организацию и оприходованных товаров 41 15
8. Погашение задолженности перед поставщиком за полученные товары 60,71,76 50,51,52,55, 60 субсчет «Векселя полученные», 66,67
9. Перечисление авансов и предварительной оплаты 60,71,76 50,51,52,55, 60 субсчет «Векселя полученные», 66,67
10. Отражены транспортные расходы 44 60,76
11. Учет товаров, принятых на хранение 002
12. Учет товаров, принятых на комиссию от комиссионеров 004

Аналитический учет по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» ведется по каждому поставщику, договору, предъявленному счету. Аналитический учет поступления товаров ведется и на складах, и в бухгалтерии. Учет поступления товаров может быть организован разными способами (выбранный способ должен быть закреплен учетной политикой):

  1. на складе — партионный или сортовой;
  2. в бухгалтерии — партионный, сортовой или сальдовый.

Необходимо обратить внимание, что независимо от выбранного в бухгалтерском учете способа оценки товаров (по продажным или покупным ценам) для целей налогообложения их стоимость определяется несколько иначе. Так, в соответствии со ст. 268 НК РФ (пп. 3 п. 2) при реализации товаров доходы уменьшаются на их покупную стоимость. Согласно ст. 320 НК РФ, к прямым расходам при продаже товаров относятся (помимо цены, уплаченной поставщику) только суммы расходов на их доставку (транспортные расходы), если эти расходы не включены в цену приобретения данных товаров. Соответственно, все остальные расходы, связанные с их приобретением, являются косвенными.

Таким образом, при перепродаже товаров все торговые организации должны вести двойной учет формирования их стоимости: бухгалтерский (по продажным либо покупным ценам, включающим в себя все затраты, связанные с приобретением этих товаров) и налоговый (по покупным ценам, представляющим собой только сумму расходов, уплаченную (или подлежащую уплате) поставщику без учета НДС, увеличенную на расходы на транспортировку).

Предыдущие статьи из рубрики «Бухгалтерский учет и налогообложение в торговле»:

Добавила: Инна Косякова | Дата: 7 мая 2009
Рубрика: Бухгалтерский учет и налогообложение в торговле
Теги: товар, учет

Комментирование закрыто.