Отдельные виды расходов при УСН. Сумма НДС по приобретенным товарам (работам, услугам)

«1С Бухгалтерия предприятия 8.2»
обучение через интернет

денежные расходы

Глава 26.2 НК РФ разрешает учитывать суммы НДС по приобретаемым товарам, работам и услугам в составе расходов предприятия. Причем согласно НК в расходы включается НДС лишь по оплаченным товарам, приобретенным налогоплательщиком и подлежащим включению в состав расходов в соответствии со статьями 346.16 и 346.17 НК РФ.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ при определении объекта налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, налогоплательщик вправе уменьшить полученные доходы на материальные расходы.

Согласно пункту 2 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ расходы, указанные в подпункте 5 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ, принимаются применительно к порядку, предусмотренному статьей 254 и статьей 264 Налогового кодекса РФ для исчисления налога на прибыль организаций. Так, согласно пункту 2 статьи 254 Налогового кодекса РФ стоимость товарно-материальных ценностей, включаемых в материальные расходы, определяется исходя из цен их приобретения (без учета сумм налогов, подлежащих вычету либо включаемых в расходы в соответствии с Налоговым кодексом РФ).

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ суммы налогов и сборов, начисленные в установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах порядке, включаются при исчислении налога на прибыль организаций в прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией.

При применении упрощенной системы налогообложения при определении объекта налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, налогоплательщик согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ вправе включить в расходы суммы налога на добавленную стоимость по приобретаемым товарам (работам и услугам), а в соответствии с подпунктом 22 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ — суммы налогов и сборов, уплаченные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В соответствии с подпунктом 23 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ при определении объекта налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, налогоплательщик вправе уменьшить полученные доходы на расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, уменьшенные на величину расходов, указанных в подпункте 8 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ, то есть на суммы налога на добавленную стоимость по приобретаемым товарам (работам и услугам).

Таким образом, при применении упрощенной системы налогообложения при определении объекта налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, суммы налогов и сборов, уплаченные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (включая суммы уплаченного налога на добавленную стоимость по приобретенным товарно-материальным ценностям), учитываются в расходах отдельно.

Пунктом 1 статьи 346.15 Налогового кодекса РФ установлено, что индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, определяемые в соответствии со статьей 249 Налогового кодекса РФ, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 Налогового кодекса РФ. При определении объекта налогообложения не учитываются доходы, предусмотренные ст. 251 Налогового кодекса РФ.

Статьей 249 Налогового кодекса РФ определено, что доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, и выручка от реализации имущественных прав.

Согласно пункту 3 статьи 346.11 Налогового кодекса РФ индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

При этом гл. 26.2 Налогового кодекса РФ уменьшение доходов, полученных налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, на суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные в бюджет по счетам-фактурам, выставленным покупателям товаров (работ, услуг), не предусмотрено. Такие разъяснения приведены и в письме Минфина России от 11 января 2008 г. № 03-11-I 05/02 «Об учете НДС при применении упрощенной системы налогообложения».

Компенсация за использование личных легковых автомобилей и мотоциклов

Расходы на выплату компенсаций за использование личного транспорта сотрудников для служебных поездок принимаются для целей налогообложения в пределах норм. Они установлены постановлением Правительства от 8 февраля 2002 г. № 92.

Если организация арендует машину для служебных целей, и в договоре указано, что все затраты по ее обслуживанию несет на себе арендатор, то они должен обеспечить бензин, ремонт и техобслуживание. В этом случае налоговую базу по единому налогу можно уменьшать на эти расходы в соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ. Правда, в пределах норм, установленных Правительством РФ (постановление от 8 февраля 2002 г. № 92). Кроме того, минфиновцы уточняют: расходы организации должны быть обоснованы и направлены на извлечение организацией дохода. Обосновать целесообразность аренды автомобиля для использования в деятельности фирмы не так просто, как кажется на первый взгляд. Чтобы у чиновников не было претензий к таким расходам, лучше на каждую поездку составлять путевые листы. По ним будет понятно, куда ездили и зачем. В противном случае не исключено, что придется идти в суд. Как показывает арбитражная практика, на чью сторону встанут судьи, однозначно сказать нельзя. Есть решения в пользу налогоплательщиков (например, постановление ФАС Поволжского округа по делу № А65-12447/2004-СА1-19).

А вот, скажем, у судей ФАС Западно-Сибирского округа при рассмотрении спора возникли сомнения, и они отправили дело на повторное слушание в первую инстанцию (постановление от 21 ноября 2005 г. № Ф04-8284/2005 (17065-А45-33)).

Налоги и сборы, уплачиваемые по законодательству РФ

Согласно подпункту 22 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ организации-упрощенцы могут учесть в составе расходов суммы налогов и сборов, уплаченные в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах.

По этой статье учесть можно только те налоги и сборы, от которых организации и предприниматели, применяющие УСН, не освобождены: госпошлину, транспортный налог, земельный налог, водный налог, налог на добычу полезных ископаемых и т.д.

Что касается НДС, в соответствии со статьей 346.11 Налогового кодекса РФ фирмы, работающие по «упрощенке», плательщиками НДС не являются. Однако если они выставляют счет-фактуру и выделяют в этой бумаге налог, то должны перечислить его в бюджет. Об этом прямо сказано в пункте 5 статьи 173 Налогового кодекса РФ.

А если НДС не заплатить, грозят ли организации какие-либо санкции?

Вопрос спорный. Неоднозначно решают его и в арбитражных судах.

В некоторых округах судьи считают, что привлечь упрощенца к налоговой ответственности за неуплату НДС вообще нельзя. Дело в том, что штраф можно наложить только на плательщиков НДС (п. 2 ст. 44, ст. 122 Налогового кодекса РФ), коими упрощенцы не являются. Более того, в пункте 5 статьи 173 Налогового кодекса РФ речь идет «о лицах, не являющихся налогоплательщиками». По этой же причине не грозят предприятию-упрощенцу и пени. Ведь в статье 75 Налогового кодекса РФ в качестве лиц, которые обязаны их заплатить, также упоминаются только налогоплательщики и налоговые агенты. Упрощенцы, неправомерно выделившие в счете-фактуре НДС, таковыми не являются. Значит, налагать штрафы и требовать заплатить пени незаконно. Единственная их обязанность — это перечислить выделенный и полученный от покупателей НДС в бюджет. Такой вердикт прозвучал, например, в постановлениях ФАС Западно-Сибирского округа от 14 декабря 2004 г. по делу № Ф04-8795/2004 (6991-А70-7), от 18 августа 2004 г. по делу № Ф04-5769/2004 (А27-3834-26), ФАС Северо-Западного округа от 12 октября 2004 г. по делу №А13-4110/04-26.

Правда, есть и противоположные мнения на этот счет. В некоторых случаях суды приходили к выводу, что, если упрощенцы выставили счета-фактуры с НДС и своевременно не перечислили налог в бюджет, штраф за данное правонарушение, а также пени взысканы правомерно. Правда, зачастую судьи никак не мотивируют свое решение (например, постановление ФАС Центрального округа от 28 мая 2004 г. по делу № А54-88/03-С11-С2). В другом решении судьи этого же округа признали, что налог и пени фирма заплатить должна, а вот штраф ей, как неплательщику НДС, не грозит (постановление от 5 августа 2004 г. № А64-29/03-19).

Итак, большинство судей признают: санкции за то, что упрощенец несвоевременно перечислит выделенный в счетах-фактурах НДС в бюджет, Налоговым кодексом РФ не предусмотрены. Следовательно, начислять штрафы и пени незаконно. Правда, доказывать это придется в судебном порядке. Если же приведенная аргументация не убедит налоговиков или судей, можно привести еще один довод.

Чтобы начислить штраф и рассчитать пени, нужно четко знать, в какой срок надо уплатить налог. Между тем в пункте 4 статьи 174 Налогового кодекса РФ сказано, что перечислить неправомерно удержанный с покупателя налог упрощенец должен не позднее 20-го числа месяца, следующего за налоговым периодом (п. 4 ст. 174 Налогового кодекса РФ). В свою очередь, статья 163 Налогового кодекса РФ в зависимости от суммы выручки определяет налоговый период — месяц или квартал. При этом для лиц, указанных в пункте 5 статьи 173 Налогового кодекса РФ, никаких исключений не сделано. А раз так, четко определить, не позднее 20-го числа какого именно месяца НДС нужно перечислить в бюджет — по окончании месяца или квартала, — «упрощенец» не может. Получается, что момент, с которого следует начислять пени и налагать штраф, не определен.

Следовательно, несмотря на установленную обязанность по уплате НДС, «упрощенец» продолжает оставаться лицом, которое не имеет статуса налогоплательщика. Поэтому такие организации не обязаны уплачивать штрафы и пени. Тем не менее, отсутствие санкций вовсе не означает, что налог не нужно платить в бюджет.

«Упрощенцам», которые выставляют счета-фактуры с выделенным налогом, можно не опасаться штрафа за опоздание с декларацией по НДС. Судьи ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 25 января 2006 г. № А29-8459/2005А согласились с тем, что компании на «упрощенке» обязаны отчитываться по НДС, полученному от покупателя (п. 5 ст. 174 Налогового кодекса РФ). Однако за несвоевременное представление декларации могут быть наказаны лишь плательщики налога (ст. 119 Налогового кодекса). Организации же, применяющие упрощенную систему налогообложения, плательщиками НДС не признаются (п. 2 ст. 346.11 Налогового кодекса).

Теперь нужно определиться с тем, можно ли, уплатив НДС, включить его в расходы?

В комментируемом письме чиновники отвечают на этот вопрос отрицательно. Дескать, подпункт 22 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ, определяющий, что в расходы включают «суммы налогов и сборов, уплаченные в соответствии с законодательством», здесь неприменим.

Включать в расходы при расчете единого налога можно только те налоги, от уплаты которых они не освобождены. Плательщиками же НДС «упрощенцы» не являются. Следовательно, включать неправомерно выделенный в счетах-фактурах и уплаченный в бюджет налог нельзя.

По моему мнению, это не что иное, как расширительное толкование статьи 346.16 Налогового кодекса РФ. Между тем НДС, выделенный в счете-фактуре «упрощенца», требует уплачивать статья 173 Налогового кодекса РФ. То есть налог, уплаченный «упрощенцем», по идее подпадает под этот пункт. Кроме того, здесь нелишним будет вспомнить пункт 7 статьи 3 Налогового кодекса РФ, где сказано, что все неустранимые сомнения и неясности в законодательстве толкуются в пользу налогоплательщика. Следовательно, сумму уплаченного НДС можно записать в графу 5 книги учета доходов и расходов.

С чиновниками соглашаются и некоторые юристы. И хотя они признают, что в соответствии с подпунктом 22 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ в состав расходов включаются все суммы налогов, уплаченные в соответствии с законодательством РФ, обращают внимание на следующее. Если принимать во внимание только эту норму, то НДС, уплаченный «упрощенцем», должен быть принят к вычету, ссылаясь на пункт 2 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ. Там сказано, расходы при расчете единого налога принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ. А именно, затраты должны быть произведены организацией, обоснованы, документально подтверждены и направлены на получение дохода. Так вот, в рассматриваемом случае не соблюдается первый из критериев. Ведь «упрощенец» уплатил НДС за счет средств, полученных от своего покупателя. Учитывая позиции Конституционного Суда РФ, выраженные в нашумевших определениях № 169-0 и № 324-0, эти расходы налогоплательщика не могут считаться реальными. Поэтому не являются собственными расходами налогоплательщика. Таким образом, НДС, полученный «упрощенцем» с покупателя и уплаченный им в бюджет, не может считаться его расходом «в широком смысле» и не учитывается при исчислении единого налога. Впрочем, не включив налог в расходы, он не попадет и в доходы.

Глава 26.2 Налогового кодекса РФ, говоря о порядке определения доходов, отсылает нас к статье 249. В этой статье речь идет о доходах от реализации. А вот общее определение дохода дано в статье 248 Налогового кодекса РФ. В ней-то и прописано, что «при определении доходов из них исключаются суммы налогов, предъявленных... покупателю». И хотя прямой ссылки на нее статья 346.15 Налогового кодекса РФ не содержит, «упрощенец» не может ее игнорировать. Ведь нормы статей 249 и 248 Налогового кодекса РФ неразрывно связаны. Недостаточно знать перечень доходов от реализации, нужно еще и установить порядок их определения. Правоту такого подхода подтверждает и статья 41 части первой Налогового кодекса РФ. Если заглянуть туда, станет понятно, что доход – это, прежде всего, экономическая выгода организации. Налог же, полученный от покупателя, «упрощенец» платит в бюджет — а раз так, ни о какой выгоде речи быть не может. Следовательно, в доходы нужно включать выручку за минусом НДС.

Подводя итог вышесказанному, можно посоветовать следующее. Если фискалы на местах будут требовать включать в доходы сумму выручки с учетом НДС, тогда учитывайте налог в расходах по подпункту 22 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ. В противном случае можно не показывать сумму налога ни в доходах, ни в расходах. В этом случае споров можно будет избежать вообще.

На арендатора земельного участка возложена обязанность уплаты государственной пошлины за регистрацию прекращения права аренды и регистрацию возникновения права аренды.

Можно ли учесть уплаченную госпошлину при расчете единого налога?

Подпункт 22 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ гласит: при расчете единого налога учитываются суммы налогов и сборов, уплаченные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Государственная пошлина относится к федеральным налогам и сборам. Поэтому суммы госпошлины, уплачиваемой арендаторами за регистрацию права аренды земельных участков, могут учитываться при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

В отношении отдельных налогов и сборов хотелось бы сказать отдельно. Согласно подпункту 22 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ организации-упрощенцы могут учесть в составе расходов суммы налогов и сборов, уплаченные в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах.

По мнению чиновников, по этой статье учесть можно только те налоги и сборы, от которых организации и предприниматели, применяющие «упрощенку», не освобождены. Скажем, государственную пошлину, транспортный налог, земелный налог, водный налог, налог на добычу полезных ископаемых, акцизов и т. д. Поддерживают мнение чиновников и некоторые суды (постановление ФАС Северо-Западного округа от 29 июня 2006 г. по делу № А21-7688/2005). Впрочем, есть и противоположные решения. Так, ФАС Поволжского округа в постановлении от 1 ноября 2005 года по делу № А65-10883/05-СА2-11 пришел к выводу, что ссылка на то, что подпункт 22 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса применяется только в том случае, если расходы связаны с деятельностью налогоплательщика, осуществляемой в период применения упрощенной системы налогообложения, необоснованна. Данная норма права таких ограничений не содержит.

При расчете единого налога не учитываются налоги, уплаченные иностранным государствам, в связи с внешнеэкономической деятельностью (письмо МНС России от 6 мая 2004 г. № 22-1-14/818). По мнению налоговиков, законодательство РФ о налогах и сборах предусматривает устранение двойного налогообложения только в отношении налога на прибыль организаций. Согласно статье 311 Налогового кодекса РФ доходы, полученные российской организацией от источников за пределами РФ, при налогообложении учитываются в полном объеме по правилам главы 25 Налогового кодекса РФ. Однако суммы налогов, которые уплачены иностранным государствам, можно зачесть в счет уплаты российского налога на прибыль. Для этого необходимо представить в налоговые органы документ, подтверждающий уплату иностранных налогов.

Глава 26.2 не содержит подобных норм об устранении двойного налогообложения. Поэтому доходы и расходы от внешнеэкономической деятельности учитываются в общем порядке, который установлен статьями 346.15 и 346.16 Налогового кодекса РФ. При этом не имеет значения, где получены доходы — в России или за рубежом.

Подпункт 22 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ разрешает включить в состав расходов только налоги и сборы, которые уплачены в соответствии с законодательством РФ. Следовательно, налоги, уплаченные иностранным государствам, не уменьшают доходы, полученные организацией или предпринимателем, применяющими «упрощенку».

В подпункте 3 пункта 2 статьи 346.17 Налогового кодекса РФ для целей налогообложения единым налогом суммы налогов и сборов учитываются в составе расходов в размере, фактически уплаченном налогоплательщиком. При наличии задолженности по уплате налогов и сборов расходы на ее погашение учитываются в составе расходов в пределах фактически погашенной задолженности в те отчетные (налоговые) периоды, когда налогоплательщик погашает указанную задолженность.

Может ли организация, которая применяет упрощенную систему налогообложения, включить в расходы сумму уплаченного единого налога?

Нет, не может. С 2008 года не учитывается в расходах сумма единого налога, уплачиваемого в соответствии с главой 26.2 Налогового кодекса РФ (подп. 22 п. 1 с. 346.16 Налогового кодекса РФ).

И раньше чиновники настаивали на той позиции, что сумма единого налога, который организация или предприниматель, применяющие «упрощенку», перечисляют в бюджет, в состав расходов не включается. Надо сказать, что соглашались с чиновниками и арбитражные суды. Скажем, ФАС Северо-Кавказского округа в постановлении от 15 ноября 2005 г. № Ф08-4911/2005—1949А заявил следующее: исходя из системного толкования норм Налогового кодекса Российской Федерации расходы по уплате единого налога за предыдущий период не могут уменьшать налоговую базу при исчислении единого налога при применении упрощенной системы налогообложения за текущий период. Согласны с коллегами и судьи ФАС Восточно-Сибирского округа от 13 декабря 2005 г. № А78-2962/05-Ф02-6280/05-С1, ФАС Дальневосточного округа от 26 июля 2006 г., 19 июля 2006 г. № Ф03-А51/06-2/2167 по делу № А51-19612/05-25-580, ФАС Северо-Западного округа от 19 сентября 2006 года по делу № А21-6217/2005.

Предыдущие статьи из рубрики «Упрощенка от А до Я»:

Добавила: Инна Косякова | Дата: 12 ноября 2009
Рубрика: Упрощенка от А до Я
Теги: налоги, НДС, расходы, товар

Комментарии (5 комментариев)

  1. Мурашкина Анна @ 14 сентября 2010 в 15:10

    Здравствуйте! Мы применяем упрощенную систему налогообложения, доходы минус расходы. Подскажите пожалуйста как правильно списывать НДС, в бухгалтерском учете, который «висит» на 19 счете по приобретенным материальным ценностям. Учет ведем в прграмме 1С:Предприятие, при оприходовании через докумен товаров, работ, услуг от поставщика входной НДС попадает на 19 счет.

  2. Инна Косякова @ 16 сентября 2010 в 20:20

    Суммы НДС, «зависшие» на счете 19, в дебет счета 68 списать нельзя. Их нужно учесть по дебету счета 91.

    Тогда возникает следующий вопрос: можно ли учесть эти суммы НДС при определении налоговой базы по единому налогу при УСН?

    Налоговые органы в данной ситуации настаивают на том, что налогоплательщики должны относить понесенные расходы в виде уплаченного поставщикам НДС за счет собственных средств.

  3. Мурашкина+Анна @ 17 сентября 2010 в 9:30

    Спасибо! Но в статье написано, что :Глава 26.2 НК РФ разрешает учитывать суммы НДС по приобретаемым товарам, работам и услугам в составе расходов предприятия. Причем согласно НК в расходы включается НДС лишь по оплаченным товарам, приобретенным налогоплательщиком и подлежащим включению в состав расходов в соответствии со статьями 346.16 и 346.17 НК РФ.

    В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ при определении объекта налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, налогоплательщик вправе уменьшить полученные доходы на материальные расходы.

  4. Алексей @ 16 октября 2010 в 9:44

    Скажите пожалуйсто, можно ли отнести расходы, учитываемые при исчислении налоговой базы следующую операцию...

    Списание с р/с: Платежи в бюджет — Уплата налога, взимаемого с н/п, выбравших в качестве объекта налогооблажения доходы,уменьшенные н. Аналитика платежа: «Налог (взносы): начислено / уплачено». Счет 68.11

    В книге доходов и расходов эта сумма не попадает в 7 графу,хотя мой бухгалтер говорит , что сумма должна учитываться. Кто прав программа или бухгалтер?

  5. Инна Косякова @ 4 ноября 2010 в 23:39

    @ Алексей

    прав бухгалтер. сумма должна учитываться