Что такое калькулирование

«1С Бухгалтерия предприятия 8.2»
обучение через интернет

калькуляторНа протяжении всего учетного процесса начисляется амортизация, заработная плата, единый социальный налог, списываются материалы и т.д.  А чем организация, занималась все это время? А тем, для чего создавалась: производила продукцию (например, мебель), оказывала услуги, выполняла работы. Вот на это списываются  все расходы.

Главной задачей каждого бухгалтера является определения себестоимости одной единицы продукции. Ведь заранее известно, сколько материалов на это нужно, сколько единиц изготовят работники за смену, а значит, каковы затраты труда. Этот процесс и называется калькулированием. Все калькуляции оформляются в виде таблиц, и их использование позволяет контролировать фактические расходы, предотвращая хищения и необоснованный расход ресурсов. Отпуская материалы со склада в цех, их отпускают на производство какого-то определенного количества продукции. В этом случае можно поделить количество потребленных средств на количество выпущенной продукции и определить, во сколько обошлось организации производство одной единицы продукции, т.е. себестоимость.

В свою очередь работа по определению себестоимости продукции сводится к следующим этапам:

  • текущий учет производственных затрат на калькуляционных и собирательно-распределительных счетах в течение месяца;
  • закрытие по истечении месяца собирательно-распределительных счетов путем распределения учтенных на них расходов между отдельными видами продукции (работ, услуг) по калькуляционным счетам производства. На этом этапе выполняется калькуляционная работа по определению стоимости продукции (работ, услуг) вспомогательных производств, которая потребляется в основном производстве;
  • распределение затрат, учтенных на калькуляционных счетах производства, между готовой продукцией и незавершенным производством, а также между отдельными видами продукции и исчисление себестоимости единицы продукции. На основе данных калькуляционных счетов составляется ведомость сводного учета затрат на производство на месяц, которая используется для калькулирования себестоимости единицы продукции. Сводный учет затрат на производство представляет собой обобщение расходов за месяц по местам возникновения затрат (цехам, переделам) и видам продукции (заказам, изделиям) и калькуляционным статьям расходов с отражением изменения остатков незавершенного производства и выявлением фактической себестоимости выпуска готовой продукции.

В процессе исчисления себестоимости продукции надо исходить из четкого представления, что такое объект калькулирования и калькуляционная единица.

В учете объектом калькулирования признается продукт производства (деталь, узел, изделие, группа однородных изделий), технологическая фаза (передел, производство), стадия и пр., то есть продукция разной степени готовности, виды работ или услуг.

Калькуляционная единица есть измеритель объекта калькулирования. В том случае, когда речь идет о готовой продукции, калькуляционная единица совпадает с единицей измерения, указанной в планах производства в натуральном выражении или в стандартах (технических условиях) на соответствующий вид продукции. В отраслях перерабатывающей промышленности такого совпадения может и не быть. Здесь нередко учетной единицей выступает 1 кг продукции, а калькуляционной единицей – 1 т. или 1 ц.

При калькулировании промежуточных однородных продуктов (полуфабрикатов) применяются условные укрупненные калькуляционные единицы (100 пар обуви, 1000 условных банок и т.п.). Применение укрупненных калькуляционных единиц позволяет резко сократить объем аналитической работы при составлении плановых и отчетных калькуляций.

Задачей калькулирования является определить издержки, которые приходятся на единицу их носителя, т.е. на единицу продукции (работ, услуг), предназначенной для реализации, а так же для внутреннего потребления.

Конечным результатом калькулирования является составление калькуляций.

Калькуляции бывают трех видов: плановая, сметная и фактическая калькуляции. Все они отражают расходы на производство и реализацию единицы конкретного вида продукции.

Рассмотрим каждую из них:

Плановая калькуляция определяет среднюю себестоимость продукции или выполненных работ. На плановый период (год, квартал) составляют их исходя из прогрессивных норм расхода сырья, материалов, топлива, энергии, затрат труда, использования оборудования и норм расходов по организации обслуживания производства. Эти нормы расходов являются средними для планируемого периода.

Разновидностью плановых являются счетные калькуляции, которые составляют на разовое изделие или работу для определения цены, расчетов с заказчиками и других целей.

Нормативная калькуляция составляется на основе действующих на начало месяца норм расхода сырья, материалов и других затрат (текущих норм затрат). Текущие нормы затрат соответствуют производственным возможностям предприятия на данном этапе его работы. Текущие нормы затрат в начале года, как правило, выше средних норм затрат, заложенных в плановую калькуляцию, а в конце года – наоборот ниже. Отсюда и нормативная себестоимость продукции в начале года, как правило, выше плановой, а в конце года – ниже.

Фактическая (отчетная) калькуляция составляется по данным бухгалтерского учета о фактических затратах на производство продукции и отражает фактическую себестоимость произведенной продукции или выполненных работ. Она одновременно характеризует уровень отклонения себестоимости, установленной нормативной и плановой калькуляцией.

Бывает, что результаты деятельности организации не имеют единиц измерения. Это бывает, если организация занимается, например, судебными спорами, научными исследованиями и т.д. Для таких организаций каждый последующий заказ не похож на предыдущий, и она не знает заранее во сколько ей обойдется его исполнение. В этом случае, у организации  позаказный метод калькулирования, т.е. стоимость каждого заказа просчитывается с самого начала и не зависимо от других заказов.

Предыдущие статьи из рубрики «Полезное для начинающего бухгалтера»:

Комментирование закрыто.