Кому нужна учетная политика
Следует четко уяснить каждому бухгалтеру, что учетная политика является основой бухгалтерского учета на предприятии — это своего рода алгоритм, решение задачи, подсказка и одновременно ограничительный шлагбаум в процессе работы.
Учетная политика понимается как принятая организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.
Учетная политика — это основной документ в форме приказа за подписью директора, номер которого должен быть следующим за приказом о назначении директора и его замов, и утверждении в должности главного бухгалтера и штатного расписания. Приказ об учетной политике регламентирует порядок бухгалтерского учета на предприятии, хотя и представляет собой четвертый, низший уровень нормативного регулирования.
Чем же приказ об учетной политике отличается от общей методологии бухгалтерского учета, установленной законодательно?
Нормативно-законодательные документы по разным объектам учета регламентируют порядок регистрации экономических событий в общем виде без учета особенностей отраслевых, региональных, организационно-правовых и т.д. или предлагаются варианты учета экономических событий. Бухгалтер предприятия из общей массы правовых норм должен выделить и зафиксировать в учетной политике те, которые он намерен применять при ведении своей учетной работы.
При составлении учетной политики необходимо использовать нормативные документы, в которых изложен порядок учета отдельных объектов бухгалтерского учета. Структура нормативно-законодательной базы бухгалтерского учета включает в себя четыре уровня.
Нормативно-законодательная основа бухгалтерского учета.
Уровень 1. «Документы, регулирующие широкий круг экономических и прочих вопросов»
- Гражданский кодекс, Налоговый кодекс, Трудовой кодекс, Кодекс об административных правонарушениях.
- Федеральные законы — эти документы принимаются с указанием номера и аббревиатуры ФЗ: Закон «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996г. № 129-ФЗ.
- Указы Президента РФ и постановления Правительства РФ.
Уровень 2. «ПБУ, план счетов»
Положения по бухгалтерскому учету, регулирующие разные области учета. Всего действует 22 положения, из них 20 имеет отличительные признаки, например — ПБУ 6/01 «Учет основных средств». А еще 2 являются действующими, но не представлены в основном списке.
Уровень 3.
Инструкции, письма, методические указания Министерства финансов, Министерства по налогам и сборам и иных министерств и ведомств, в которых приводятся попытки разъяснить положения документов первого и второго уровня.
Уровень 4.
Документы, утвержденные самим предприятием: учетная политика, график документооборота, штатное расписание, перечень материально-ответственных лиц и т.д.
Из всего перечня основным для бухгалтера является Федеральный закон от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Собственно говоря именно в этом нормативном акте дано приведенное выше определение бухгалтерского учета.
В условиях, когда существуют параллельно две системы учета: бухгалтерский учет и налоговый учет, на предприятии целесообразно формировать и две учетные политики: для целей бухгалтерского учета и для целей налогового учета. Иными словами, законодательно утверждено, что предприятие должно вести двойной учет.
В таких условиях целесообразно разрабатывать приказ об учетной политике, который в большей степени соответствовал бы одновременно нормам бухгалтерского учета и налоговому законодательству.
Организации, руководствуясь нормативно-законодательными актами по бухгалтерскому учету, должны самостоятельно формировать свою учетную политику исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей своей деятельности.
В соответствии с п. 5 ПБУ 1/98 и п. 2 ст. 7 «Закона о бухгалтерском учете» главный бухгалтер, подчиняясь непосредственно руководителю организации, несет ответственность за составление учетной политики. За организацию и состояние бухгалтерского учета ответственным является руководитель организации, который своим приказом или распоряжением утверждает учетную политику.
Учетная политика любого предприятия, любой организационно-правовой формы и отраслевой принадлежности должна включать в себя не менее двенадцати основных разделов.
Учетная политика
Учетная политика для целей налогообложения.
- Система учета (стандартная система налогообложения, специальные налоговые режимы)
- Рабочий план счетов организации
- Данные о введении кассовых операций и движении денежных средств
- Структура уплачиваемых налогов
- Порядок признания доходов
- Порядок признания расходов
- Структура доходов
- Структура расходов
- Порядок формирования финансового результата
- Определение объектов налогообложения
- Порядок реализации товаров, работ
- Порядок формирования цены на товары, работы, услуги
- Порядок исполнения обязанностей по налоговым обязательствам
- Прочее
Учетная политика для целей бухгалтерского учета.
- Система учета (банковских учреждений, бюджетных учреждений, коммерческих учреждений)
- Рабочий план счетов организации
- Данные о введении кассовых операций и движении денежных средств
- Структура бухгалтерской службы
- Система учета основных средств
- Система учета производственных запасов
- Метод калькуляции
- Система учета заработной платы
- Метод расчета финансового результата
- Имущественные моменты организации предприятия
- Система проведения инвентаризации
- Лица, ответственные за учет хозяйственной деятельности предприятия
- Прочее
Причем некоторые разделы могут состоять из нескольких подразделов, да и число разделов может быть гораздо больше. Но не следует в учетную политику полностью включать нормативный акт, достаточно просто приводить на него ссылку, иначе приказ об учетной политике превратится в многотомное издание, чего не следует допускать. Здесь четко, кратко и лаконично должен быть прописан алгоритм ведения бухгалтерского учета на данном конкретном предприятий.
Существует мнение, с которым нельзя не согласиться, что учетная политика представляет собой средство легальными способами получить администрацией предприятия необходимую величину прибыли и представить финансовое положение фирмы в соответствии с интересами собственников.
Предыдущие статьи из рубрики «Полезное для начинающего бухгалтера»:
Комментирование закрыто.